Литература
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное
чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует
Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и
включает пояснительную записку, содержание обучения, программы изучения
результатов по литературному чтению. Пояснительная записка отобразит общие цели
и задачу изучения литературного чтения, места в следующем плане обучения, а
также подходов к отбору содержания и приведенных результатов.
Содержание обучения представлено тематическими
блоками, которые обеспечивают обязательное изучение в каждом классе уровня
начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается
перечнем универсальных научных действий (познавательных, коммуникативных,
регулятивных), которые, возможно, формируют средства литературного чтения с
учетом возраста учащихся.
Планируемые результаты освоения программы по
литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период
обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на
уровне начального общего образования.
Предмет «Литературное чтение» преемственен по
отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе.
Воспитательный компонент в части учета программы воспитания в школе в рамках
отдельных тем реализую на разных этапах урока. Темы:
- Литературно-игровая программа
"Праздник настоящих друзей".
- Чтение вслух книги Л.Т.
Космодемьянской "Повесть о Зое и Шуре".
- Конкурс чтецов "Монолог" в
рамках празднования Всемирного дня театра.
- Интерактивная литературная викторина
по произведениям В.В. Бианки «В соавторстве с природой».
- «Путешествие в мир русских народных
сказок».
- Конкурс чтецов «Стихи к 23 февраля!»
На литературное чтение в 1 классе отводится
132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный
курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом
классе).
Федеральная рабочая программа учебного предмета
«Литература» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО,
представленных в ФГОС ООО, а также Федеральной программы
воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г
№ 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ООП ООО.
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени
способствует формированию духовного
облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает
ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии
обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания.
Основу содержания литературного образования составляют
чтение и изучение выдающихся художественных произведений
русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных
категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм,
дом, семья Целостное
восприятие и понимание
художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны
лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от
возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития,
жизненного и читательского
опыта.
Полноценное литературное образование на уровне основного
общего образования невозможно без учёта преемственности с курсом литературного
чтения на уровне начального общего образования, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и
предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса,
формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощению в творческих работах
различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от
фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России
и зарубежной литературы.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3
часа в неделю, в 7 и 8 классах – 2 часа в неделю. Суммарно изучение литературы на уровне основного
общего образования по программам основного общего образования рассчитано на 442 часа.
Рабочая программа
составлена в соответствии с ФГОС СОО (утв. приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 41317, с изменениями
и дополнениями от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 №
613), Примерной основной образовательной программой среднего общего образования
(в редакции протокола №2/16-з от 28.06.2016 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию).
Учебный предмет «Литература» способствует формированию
духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как
занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном
и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их
миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как
школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются
феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира,
а богатство и многообразие человеческого бытия выражено
в художественных образах, которые содержат в себе потенциал
воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим
ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования в 10—11
классах составляют чтение и изучение выдающихся произведений отечественной
и зарубежной литературы второй половины ХIХ — начала ХХI века с целью формирования целостного
восприятия и понимания художественного произведения, умения его
анализировать и интерпретировать в соответствии с возрастными
особенностями старшеклассников, их литературным развитием, жизненным
и читательским опытом.
Литературное образование в средней школе
преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе.
Происходит углубление межпредметных связей с курсом русского языка,
истории и предметов художественного цикла, что способствует формированию
художественного вкуса и эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учтены этапы российского
историко-литературного процесса второй половины ХIХ — начала ХХI века,
представлены разделы, включающие произведения литератур народов России
и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся указаны при
изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения.
В Примерной рабочей программе на базовом уровне определена
группа планируемых предметных результатов, достижение которых обеспечивается
в отношении всех обучающихся. Планируемые предметные результаты на
углублённом уровне реализуются в отношении наиболее мотивированных
и способных обучающихся, выбравших данный уровень изучения предмета.
Предмет «Литература» входит в предметную область
«Русский язык и литература» и является обязательным для изучения.
Предмет «Литература» в средней школе преемственен по отношению
к предмету «Литература» в основной школе и может изучаться на
базовом и углублённом уровнях. На изучение литературы в 10—11
классах основного среднего образования на базовом уровне в учебном плане
отводится 134 часа.