Буллинг!

25.01.2023


Буллинг в школе

Буллинг в школе – это повторяющаяся модель поведения, реализующая намерение группы причинить вред одному учащемуся. Проявляется вербально и невербально. Всегда соответствует структуре: группа агрессоров, свидетели и жертва, неспособная себя защитить. Характеризуется физическим и психологическим насилием: угрозами, унижениями, побоями. Диагностика выполняется с помощью беседы, наблюдения, опросников. Для коррекции буллинга проводятся групповые тренинги, психологические консультации, создаются ученические организации.

Общие сведения

Термин «буллинг» происходит из английского языка, обозначает «хулиганство». Синонимичное название – травля. Широко распространен в организованных, формальных коллективах: школьные классы, студенческие группы, армейские роты. У учащихся военных образовательных учреждений буллинг приобретает вид обычая, традиции посвящения новичков. Согласно данным социологического опроса, 45% молодых людей сталкивались с травлей, около 30% имеют друзей или родственников, выступавших в роли жертвы. Среди лиц, переживших угрозы и насилие, 24% – девушки, 37% – юноши.

Причины буллинга

Ключевая характеристика класса с проявлениями буллинга – небезопасность каждого участника микросоциума. Ситуация травли разворачивается как дезадаптивная форма совладания со стрессом ученика, испытывающего тревогу, дискомфорт. Согласно мнению социологов, современная российская реальность популяризирует агрессивные способы подавления тревоги, разрешения проблем. Провоцирующими факторами буллинга в школе становятся:

  • Негармоничная иерархия. При негармоничном распределении статусов в классе появляются роли «отверженных», «изолированных». Они становятся объектом насмешек, унижения, насилия со стороны более сильных, но эмоционально нестабильных учеников.
  • Социально-экономические перемены. Мобильность современного общества, перенасыщенность информацией, отсутствие моральных устоев способствует проявлению агрессии. У подростков нет предпочитаемой модели поведения, возникает противоречивость действий, желаний.
  • Подростковый возраст. Перестройка систем организма, гормональный дисбаланс приводят к импульсивности поведения, снижению самоконтроля. Ведущими эмоциями становятся тревога, раздражение, реализующиеся через агрессию. Если к такому поведению прибегает лидер, то обязательно присоединяются его последователи (особенность подросткового периода).
  • Жестокое обращение в семьеАгрессоры – люди, пережившие насилие от родителей или других родственников, обладающих силой. Доминирует дисбаланс власти: старшие, более сильные, владеющие материальными благами члены злоупотребляют статусом, угрожают безопасности младших.
  • Педагогическое влияние. Влияние учителя на класс может сформировать нездоровую атмосферу. Неуважительное отношение педагога, жесткая конкуренция, публичное порицание, оскорбление выступают причинами буллинга в школе.
  • Социально-экономический статус. Установлено: дети из семей с низким доходом, отсутствием образования у родителей чаще становятся жертвами травли. Учащиеся из семей, где родители имеют высшее образование, оказываются более адаптированными к школьной среде, чувствуют себя комфортно в школе, редко становятся участниками ситуаций насилия.

Схема развития

Буллинг в школе разделяет его участников на три группы. Первая страдает от насилия, вторая – разжигает ненависть к жертве, самоутверждается, развлекается. К группе «страдающих» относятся не только жертвы, но и свидетели (третья группа). Они переживают вторичные эффекты насилия, живут с напряжением, опасением того, что травля будет обращена на них. Таким образом, группа состоит из трех ролей: преследователи, свидетели, жертвы.

За травлей всегда стоит физическое неравенство и/или особое положение в референтной группе. Инициаторами агрессии становятся ученики, занимающие крайнее статусное положение: самые популярные либо отверженные. Последние могут собрать вокруг себя «поддержку» из таких же изгоев. Роль жертвы присваивается отверженным либо изолированным ученикам. Буллинг в школе может рассматриваться как механизм проживания негативных эмоций (тревоги, дискомфорта) и как способ самоидентификации, в ходе которой ученики получают представление о своем положении в социальной группе.

Классификация

Существует множество разновидностей буллинга в школе. По времени проявления он бывает ситуативный и постоянный; по распространению – аудиторный, кибербуллинг, досуговый. Различают травлю по адресной направленности: на детей с ОВЗ, на одаренных, на малообеспеченных, на приезжих и т.д. Чаще всего жертвами оказываются ученики, чем-либо непохожие на большинство. По мотивации агрессивных действий выделяют три вида буллинг-поведения:

  1. Импульсивно-демонстративный. Агрессивность используется как средство привлечения внимания, получения оценки, эмоционального отклика от окружающих. Травля быстротечна, ситуативна, не особенно жестока.
  2. Нормативно-инструментальный. Агрессия – норма общения со сверстниками. Насильственные действия, унижения, оскорбления используются для достижения цели. Самый распространенный тип буллинга.
  3. Целенаправленно-враждебный. Проявляется прямой агрессией. Физическое насилие направлено на слабых, не способных «дать сдачи». Чувство вины, раскаяния отсутствует.

Проявления буллинга

Для учащихся младших классов характерны простые физические способы травли. Используются толчки, пинки, удары. Часто агрессоры затевают драку, когда уверены, что жертва слабее. Другим важным атрибутом неравного конфликта являются зрители. Если процесс унижения никто не видит, то теряется смысл. Обидчики часто врут, делая это настолько убедительно, что учителя сразу верят. За ложью скрывается страх наказания, ориентация на мнение взрослого.

Ученики средних классов наряду с физическим насилием применяют вербальное. Этому способствует расширение словарного запаса, повышение значимости социального статуса. Мнение взрослых становится менее важным, появляется желание отделиться психологически. Буллинг в школе проявляется оскорблениями, словесными унижениями, физическим нанесением вреда. Ложь взрослому встречается реже, порицание с его стороны способствует сепарации подростка.

В средних, старших классах вербальный буллинг становится изощреннее. Помимо прямых оскорблений, используются сплетни, наговоры, сарказм. Распространение лживых слухов способно сильно снизить статус жертвы, способствовать социальному исключению, изоляции. Психологическая травля выражается запугиваниями, шантажом, бойкотом. Нередко агрессоры отбирают деньги, разбивают телефон, портят другие личные вещи. С целью унижения могут заставить жертву выполнять определенные действия.

Особый вид травли – кибербуллинг. Разворачивается в интернет-пространстве: в социальных сетях, форумах, чатах. Физического вреда причинить не может, но серьезно ухудшает психическое здоровье жертвы. Нацелен на унижение, запугивание, принуждение к каким-либо действиям. Отличается повышенной жесткостью, потому что агрессор часто остается неидентифицированным, скрытым за ником.Хочу такой сайт

Последствия

Буллинг в школе вызывает тяжелые психологические травмы у детей, ставших жертвами. Негативные последствия разнообразны: неуважение к себе, неспособность достичь успехов, нарушения сна. Вынужденная социальная изоляция, переживание одиночества становятся причинами затяжной депрессии, растягивающейся во взрослую жизнь. Возможно развитие панических атак, социофобии, психосоматических заболеваний. Снижение учебной мотивации приводит к прогулам уроков, уходу из школы в онлайн-образование. Травля – одна из наиболее распространенных причин самоубийств.

Диагностика

Выявление буллинга в школе необходимо из-за ухудшения самочувствия, нарушений адаптации жертв. Родители, педагоги, школьные психологи – лица, участвующие в выявлении случаев травли. Первыми замечают проблему матери. Настораживающие признаки поведения ребенка:

  • Негативное отношение к школе. Ученик ищет любые причины, чтобы не идти на занятия: плохое самочувствие, занятость «более важными» делами. Прогуливает уроки, часто болеет (проявление психосоматического расстройства).
  • Плохое настроение. После занятий ребенок всегда подавлен, разозлен. Часто плачет без видимых причин, требует оставить его в одиночестве. Настроение не связано с самочувствием или проблемами обучения, но о причинах плохого эмоционального состояния ученик не говорит.
  • Умалчивание о проблеме. Жертвы ничего не рассказывают об одноклассниках, о школьной жизни. На вопросы отвечают односложно, неинформативно. При попытках допроса раздражаются, становятся замкнутыми.
  • Ухудшение здоровья. Нарушается сон, аппетит. Часто возникают боли неясного происхождения (головные, мышечные, в животе, груди). У подростков возможны периоды слабости, усталости, пониженного артериального давления.
  • Внешние признаки травли. На лице, теле обнаруживаются ссадины, синяки, царапины. Ребенок приходит домой с порванной одеждой, грязным рюкзаком, сломанными школьными принадлежностями.

Важная роль в выявлении травли принадлежит педагогам. Именно они способны обнаружить проблему методом наблюдения за ежедневным поведением учащихся на уроках, переменах. Школьные психологи исследуют индивидуально-личностные особенности участников буллинга. Это позволяет определить роли, особенности поведения каждого участника. На основе диагностики составляются планы коррекционной работы с классом, с отдельными учениками.

Набор диагностических методов зависит от опыта и квалификации специалиста. Могут быть использованы: опросник по буллингу (Д. Олвеос), тест агрессивности Л. Г. Почебута, опросник риска буллинга (ОРБ). Результаты тестирования указывают на степень агрессивности, адаптационные возможности учащихся, переживание принуждений, насилия.

Коррекция поведения

Предотвратить буллинг в школе позволяет активное участие педагогов, психологов, родителей. В рамках школы проводятся проектные работы, требующие сотрудничества от учеников из разных групп. Внеклассные мероприятия – походы на природу, экскурсии, праздники – способствуют сплочению класса, установлению контактов в более неформальной, расслабленной атмосфере. Также в силах педагогов пресекать попытки травли на уроках, переменах.

Эффективной мерой по устранению буллинга оказалась организация школьных советов, цель которых – устранение неравенства, жестокого отношения в школе. Активистами таких организаций должны становиться ученики с высоким социальным статусом, в том числе потенциальные агрессоры. Своевременная переориентация их ценностей, возможность стать популярным благодаря защите более уязвимых учеников позволяет значительно снизить риск травли.

Школьные психологи проводят групповые тренинги, игры, нацеленные на формирование у подростков чувства эмпатии, сопереживания. Большое внимание уделяется знаниям о характере, эмоциях, способах самоутверждения. На занятиях дети учатся давать и получать эмоциональную поддержку, преодолевать барьеры общения, принимать друг друга. Результатом становится способность подростков осознавать школьную тревожность и проблемы, связанные с ней, понимать и уважать чувства окружающих.

Работа с психологом ускоряет процесс самоидентификации, школьники становятся способными к рефлексии, более объективно относятся к критике. Повышается их личная ответственность за поведение в классе.

Прогноз и профилактика

При совместных усилиях родителей, учителей и психологов буллинг в школе удается свести к минимуму. Профилактика заключается в своевременном выявлении попыток травли, а также в создании комфортных условий обучения. Чем меньше негативных переживаний провоцирует учеба в школе, тем менее вероятно проявление жестокости внутри класса. Другая важная профилактическая мера – создание условий для безопасного проявления негативных эмоций, поощрение дружеских отношений, поддержки.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.09.2023

Дата обновления: 24.09.2023

Дата публикации: 25.01.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».