МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 Г. ИВДЕЛЯ П. ПОЛУНОЧНОЕ «ПРИНЯТО» на педагогическом совете МАОУ СОШ №3 г. Ивделя п. Полуночное Протокол № 07 от 20.05.2024 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ СОШ №3 г. Ивделя п. Полуночное _____________ /О.Н. Галашева/ Приказ № 42 от 22.05.2024 г. «СОГЛАСОВАНО» Советом обучающихся МАОУ СОШ №3 г. Ивделя п. Полуночное Протокол № 04 от 22.05.2024 г. «СОГЛАСОВАНО» Советом родителей МАОУ СОШ №3 г. Ивделя п. Полуночное Протокол № 04 от 22.05.2024 г. Формы, периодичности и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (с изменениями) 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (Зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 №15785); Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (Зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 №64101); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (Зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 №19644); Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 (Зарегистрирован в Минюсте России 05.07.2021 №64101); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (Зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 №24480); Уставом МАОУ СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное. 1.2. Настоящее Положение утверждается директором школы после рассмотрения и принятия соответствующего решения Педагогическим советом. 1.3. Настоящее Положение устанавливает требования к отметке и оценке учебных достижений, а также порядок формы и периодичности текущего и промежуточного контроля обучающихся. 1.4. Действия настоящего Положения распространяются на всех обучающихся, 1 родителей (законных представителей) обучающихся и педагогических работников школы. 1.5. В настоящем Положении используются следующие термины: Оценка – словесная характеристика. Отметка – это результат процесса оценивания, количественное выражение учебных достижений учащихся в цифрах или баллах. Отметка выступает как результат процесса (результат действия), как его условно-формальное (числовое) выражение. Оценка результатов – это процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов требованиям программы. Оценке подлежат как объѐм, системность знаний, так и уровень развития универсальных учебных действий, компетенций, характеризующих учебные достижения обучающихся в учебной деятельности. Система оценки – многофункциональная система, включающая текущую и итоговую оценку результатов освоения обучающимися основной образовательной программы; оценку деятельности педагогов и школы, оценку результатов деятельности системы образования. Внутренняя оценка – это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога, администрации). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах самооценки обучающихся; в результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами; в промежуточной и итоговой аттестации обучающихся; в решении Педагогического совета школы о переводе выпускника вследующий класс или на следующую ступень обучения. Накопительная оценка («портфолио достижений») – это коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях и является основой для определения образовательного результата выпускника. Комплексная работа – это контрольная работа, включающая задания различного уровня сложности из разных предметных областей. Она позволяет оценить сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: познавательных, коммуникативных и регулятивных на межпредметной основе. 2. Цель и задачи разработки системы оценивания 2.1. Цель – повышение качества образования посредством установления единых требований к выставлению отметок и оценок учебных достижений обучающихся, формирования у школьников контрольно-оценочной самостоятельности. 2.2. Задачи: установление фактического уровня знаний, умений, навыков по предметам базисной и инвариантной части учебного плана, соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС; формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальной образовательной траектории обучающегося; обеспечение точной обратной связи; упорядочивание оценочных процедур; повышение уровня объективности, гласности в оценивании учебных достижений учащихся. 2.3. Функции системы оценивания: образовательная функция ориентирует педагога на использование разнообразных форм, методов и средств контроля результатов обучения, содействует продвижению обучающихся к достижению более высоких уровней усвоения учебного материала; стимулирующая, воспитывающая функция заключается в установлении динамики достижений обучающихся в усвоении знаний, характера познавательной деятельности и в развитии индивидуальных качеств и свойств личности на всех этапах учебной деятельности; диагностическая функция обеспечивает анализ, оперативно-функциональное регулирование и коррекцию образовательного процесса и учебной деятельности; 2 контролирующая функция выражается в определении уровня усвоения учебного материала в процессе контроля и аттестации обучающихся; социальная функция проявляется в дифференцированном подходе к осуществлении проверки и в оценке результатов учебной деятельности обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей в соответствии с социальнымзаказом общества и государства. 3. Принципы построения системы оценивания 3.1. Критериальность – контроль и оценка строятся на основе критериев, сформулированных в требованиях стандарта к планируемым результатам. Критериями являются целевые установки: по курсу, разделу, теме, уроку, универсальные учебные действия. 3.2. Уровневый характер контроля и оценки, заключающийся в разработке средств контроля на основе базового и повышенного уровней достижения образовательных результатов. 3.3. Комплексность оценки – возможность суммирования результатов; 3.4. Приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя (прогностическая самооценка предстоящей работы и ретроспективная оценка выполненной работы). 3.5. Гибкость и вариативность форм оценивания результатов: содержательный контроль и оценка предполагает использование различных процедур и форм оценивания образовательных результатов. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат. 3.6. Открытость: оценочная информация о целях, содержании, формах и методах оценки должна быть доведена до сведения обучающихся и родителей. Информация об индивидуальных результатах обучения и развития, обучающихся должна быть адресной. 4. Содержание оценки 4.1. Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные. 4.2. Оценка личностных результатов. Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов и осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований учителями основной школы, классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: сформированность основ гражданской идентичности личности; готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования; сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. Оценка личностных результатов проводится на основе диагностик, данные заносятся в Портфолио достижений обучающихся как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. Личностные результаты выпускников на ступени основного общего образования не подлежат итоговой оценке. 4.3. Оценка метапредметных результатов. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных 3 регулятивными, коммуникативными, познавательными учебными действиями, формируемыми за счёт учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Оценка достижения метапредметных результатов ведѐтся в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) фиксируются и анализируются в соответствии с разработанными школой: системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности в портфолио достижений обучающихся; системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы: стартовой диагностики; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебнопознавательных заданий на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии; защиты итогового индивидуального проекта на конец 9 и 10 класса. 4.4. Оценка предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. 5. 5.1. Оценка планируемых результатов обучения. Основным показателем развития обучающихся является 4 уровень сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. 5.2. Отметка ставится за каждую учебную задачу, показывающую овладение конкретным действием (умением) по пятибалльной шкале. 5.3. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки предметных результатов используется 5-ти балльная шкала отметок, соотнесенная с уровнями освоения предметных знаний. Устанавливается пять уровней достижения обучающихся: Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»). Повышенный уровень (уровень достижений выше базового) достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов и соответствует оценке «хорошо» (отметка «4»); Высокий уровень (уровень достижений выше базового) достижения планируемых результатов отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области, оценка «отлично» (отметка «5»). Пониженный уровень (уровень достижений ниже базового) достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); Низкий уровень (уровень достижений ниже базового) достижений, оценка «плохо» (отметка «1»). Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета. Индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю. Пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. При этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня. Данная группа обучающихся (в среднем в ходе обучения составляющая около 10%) требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня. Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни и др. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся. Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового. 5 Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы: стартовой диагностики (Портфолио достижений обучающихся, классный журнал); тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам (Портфолио достижений обучающихся, классный журнал); творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты(Портфолио достижений обучающихся, классный журнал). Решение о достижении или не достижении планируемых результатов или об освоении или не освоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня. В период введения Стандарта критерий достижения/освоения учебного материала задаётся как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получение 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений целесообразно фиксировать и анализировать данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе: первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур; выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем; выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами. 5.4. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта в 9 классе. 5.5. Личностные результаты выпускников в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Их оценка осуществляется в ходе внешних не персонифицированных мониторинговых исследований. 5.6. Оценки за тематические проверочные (контрольные) работы, за стандартизированные контрольные работы по итогам четверти, проекты, творческие работы, практические работы выставляются в журнал в виде отметок «5», «4», «3», «2» (в зависимости от процента, который высчитывается от максимального балла выполнения контрольной работы); в виде процентов выполнения объема работы оценка фиксируется в специальной тетради учителя с целью отслеживания динамики образовательных достижений каждого обучающегося. 6. Шкала отметок 6.1. В МАОУ СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное принята 5-бальная шкала отметок: «5» – отлично; «4» – хорошо; «3» – удовлетворительно; «2» – неудовлетворительно; «1» – отсутствие ответаили работы по неуважительной причине 6.2. Отметку "5" – получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем знаний составляет 90 – 100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры). 6.3. Отметку "4" – получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем знаний составляет 70 – 90% содержания (правильный, но не совсем 6 точный ответ). 6.4. Отметку "3" – получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочѐтов. Учащийся владеет знаниями в объеме 50 – 70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно). 6.5. Отметку "2" – получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и еѐ результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем знаний учащегося составляет 20 – 50% содержания (неправильный ответ). 6.6. Отметку «1» – получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины. 6.7. Оценивание факультативных учебных предметов, учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР производится по системе «Зачет», «Незачет» по окончании четверти и года. 6.8. Пятибалльная шкала в соответствии с ФГОС соотносится с тремя уровнями успешности (необходимый/базовый, программный и высокий). Перевод отметки в пятибалльную шкалу осуществляется по следующей схеме: Качество освоения программы Уровень успешности Отметка по 5балльной шкале 90-100 процентов 66-89 процентов Высокий Программный/повышен ный «5» «4» 50-65 процентов Необходимый/базовый «3» Меньше 50 процентов «2» Ниже необходимого 6.9. Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся 2-9 классов по четвертям, а 10-11 классов - по полугодиям. Основанием для перевода обучающихся 2-8-х и 10-х классов в следующий класс являются результаты промежуточной аттестации за год. 7. Организация и порядок проведения оценивания достижения планируемых результатов 7.1. Система оценивания предполагает использование четырех видов оценивания: стартовую диагностику, текущее, промежуточное и итоговое оценивание. 7.2. Стартовая диагностика определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития», основывается на результатах мониторинга общей готовности пятиклассников к обучению в основной школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Частичное или полное отсутствие у обучающегося отдельных умений, низкий уровень социального развития является основанием для организации индивидуальной коррекционной работы с обучающимся. Стартовая диагностика проводится в начале пятого класса, а также может использоваться в любом классе перед изучением тематических разделов курса для выявления уровня готовности каждого обучающегося к усвоению нового материала. 7.3. Текущий контроль – представляет собой совокупность мероприятий, включающий планирование текущего контроля по учебным предметам учебного плана, разработку содержания, методику проведения отдельных контрольных и диагностических работ, проверку (оценку) хода и результатов выполнения указанных работ, а также документальное оформление результатов проверки (оценки), осуществляемых в целях: 7 оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся и динамики их роста в течение учебного года; выявления причин, препятствующих достижению обучающимися планируемых образовательных результатов; изучения и оценки эффективности методов, форм и средств обучения; принятие управленческих организационно-методических решений по совершенствованию образовательного процесса в ОУ. Предметом текущего контроля является способность обучающихся решать учебные задачи, в том числе на основе метапредметных действий. Формы организации текущего контроля: устный опрос (беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте); письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ; самостоятельная работа – небольшая по времени (15 – 20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Цель – проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой; контрольная работа – используется с целью проверки знаний и умений школьников по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. Контрольная работа оценивается отметкой; тестовые задания; графические работы – рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Их цель – проверка умения учащихся использовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания; практические работы; проверочные работы; диагностические работы; диктант; зачет. Перечень работ, проводимых в течение года, определяется рабочими программами учебных предметов. Количество, содержание, сроки и порядок проведения отдельных работ, включая порядок проверки и оценки результатов их выполнения, разрабатываются учителем самостоятельно. 7.4. За четверть у обучающегося в журнале должно быть выставлено не менее... Кол-во Количество отметок Количество отметок в часов в в полугодие неделю четверть 1-2 часа Не менее 3 отметок Не менее 5 отметок Более 2 Не менее 5-7 Не менее 7 отметок часов отметок 7.5. При реализации учебного плана, образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологи, ввиду возможного вынужденного смещения сроков проведения промежуточной аттестации, утверждается новый аттестационный период в соответствии с изменениями в календарном графике. 7.6. С целью недопущения перегрузки учащихся в сокращенный аттестационный период предусматривается возможность изменения форм промежуточной аттестации по 8 отдельным предметам, в частности на формы, предполагающие возможность проведения промежуточной аттестации дистанционно (онлайн-тестирование, выполнение и защита проектных, исследовательских и творческих работ и т.п.) 7.7. Вносимые изменения рассматриваются на заседании методического совета школы указываются в листе корректировки рабочей программы. 7.8. Педагогический работник обязан: -ознакомить обучающихся с системой текущего и рубежного контроля по своему предмету на начало учебного года; -своевременно довести до обучающихся форму проведения текущего и рубежного контроля па следующем уроке; -своевременно и тактично довести до обучающихся критерии оценивания до начала выполнения работы и по итогам проверки отметку текущего или рубежного контроля, обосновав ее и выставить оценку в электронный журнал или классный; Отметка, полученная обучающимися за письменную работу, должна быть выставлена в электронный журнал не позднее 14 календарных дней с момента написания работы. Ответственность за изучение пропущенного обучающимся учебного материала возлагается на обучающегося, его родителей или законных представителей; учитель предметник создает условия для ликвидации пробелов в пропущенном материале (по просьбе обучающегося предоставляет материалы для самоподготовки). 7.9. Промежуточный контроль обучающихся – совокупность мероприятий по установлению соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам освоения ООП на момент окончания учебного года с целью обоснования возможности продолжения освоения соответствующей ООП в ОУ. 7.10. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется статьей 58 Федерального закона от 12 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон) и настоящим Положением. 7.11. Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается государственной итоговой аттестацией обучающихся. 7.12. Государственная итоговая аттестация обучающихся проводится по обязательным учебным предметам "Русский язык" и "Математика", а также по следующим учебным предметам: "Литература", "Физика", "Химия", "Биология", "География", "История", "Обществозиание", "Иностранный язык" (английский, немецкий, французский, испанский и китайский язык), "Информатика", "Родной язык", "Родная литература", которые обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору. 7.13. Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться государственная итоговая аттестация в форме единого государственного экзамена по учебному предмету "Математика". 7.14. Порядок проведения ГИА регламентируется Федеральным законом и иными нормативными актами. 7.15. ГИА проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий в стандартизированной форме и в форме устных и письменных экзаменов с использованием тем, билетов и т.д, (государственный выпускной экзамен - ГВЭ). 7.16. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам. Условием допуска к ГИА является успешное написание итогового сочинения (изложения), которое оценивается по единым критериям в системе «зачет/незачет». 9 7.17. Итоговая аттестация по предмету осуществляется на основании результатов внутренней и внешней оценки. К результатам внешней оценки относятся результаты ГИА. К результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки, и результаты выполнения итоговой работы по предмету. Итоговые работы проводятся по тем предметам, которые для данного обучающегося не вынесены на государственную итоговую аттестацию. 7.18. Форма итоговой работы по предмету устанавливается решением педагогического совета по представлению методического объединения учителей. Итоговой работой по предмету для выпускников средней школы может служить письменная проверочная работа или письменная проверочная работа с устной частью или с практической работой (эксперимент, исследование, опыт и т.п.), а также устные формы (итоговый зачет по билетам), часть портфолио (подборка работ, свидетельствующая о достижении всех требований к предметным результатам обучения) и т.д. 7.19. По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая отметка ставится на основе результатов только внутренней оценки. 7.20. Промежуточная аттестация – форма контроля, которая включает в себя две согласованные между собой системы оценок: внешнюю и внутреннюю. 7.21. Промежуточная аттестация обучающихся проводится учителем по учебному предмету как среднее арифметическое отметок школьника по обязательным формам контроля (указаны в Учебном плане) и четвертных (полугодовых). 7.22. Годовая отметка по предметам, не вынесенным на промежуточную аттестацию, выставляется обучающимся 2 – 9- классов на основании отметок за четверти. В случае спорной ситуации следует руководствоваться Положением о системе оценивания и порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых и годовых отметок. 7.23. Годовая отметка по предметам, не вынесенным на промежуточную аттестацию, выставляется обучающимся 10 – 11 классах на основании отметок за полугодие. В случае спорной ситуации следует руководствоваться Положением о системе оценивания и порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых и годовых отметок. 7.24. Содержание и порядок проведения годовых контрольных работ, включая порядок проверки и оценки результатов их выполнения, разрабатывается ГМО, ШМО учителей и согласовывается с заместителем директора по УВР. 7.25. Установленные сроки и места проведения контрольных работ, а также перечень предметных и метапредметных результатов, необходимых для успешного выполнения указанных работ, критерии, используемые при выставлении отметок доводятся до родителей обучающихся на родительских собраниях не позднее, чем за месяц до процедуры. 7.26. Принятие решений по результатам промежуточной аттестации обучающихся. обучающиеся признаются освоившими ООП учебного года, если по всем обязательным предметам учебного плана им выведены годовые отметки не ниже «удовлетворительно»; обучающиеся, которым выведена годовая отметка успеваемости 2 балла (неудовлетворительно) по одному или нескольким предметам, считаются не освоившими ООП учебного года и имеющими академическую задолженность по соответствующим предметам; решение о форме и условиях продолжения освоения основных общеобразовательных программ принимается Педагогическим советом на основе результатов промежуточной аттестации, а в случае проведения дополнительной промежуточной аттестации – с учетом её результатов; обучающиеся, признанные освоившими образовательную программу соответствующего года, переводятся в следующий класс; обучающиеся, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий 10 класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать задолженность в течение первой четверти следующего учебного года. обучающиеся, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие задолженность по двум и более учебным предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению родителей остаются на повторный год обучения или продолжают получать образование в иных формах. 7.27. Периодичность оценочных процедур: Форма оценки Класс Периодичность Стартовая диагностика Стартовая диагностика по отдельным предметам 10 класс (1011 класс) Сентябрь (администрация) Сентябрь (педагоги) Текущая оценка 10-11 класс Постоянно Тематическая оценка 10-11 класс Постоянно Оценка функциональной грамотности 10-11 класс Промежуточная аттестация 10 класс В соответствии с планом работы ОУ, ВШК, планом развития ВСОКО: в рамках тематического контроля по предмету; в рамках проведения тематических предметных недель; в рамках проведения марафона внеурочной деятельности Полугодие, год Итоговая аттестация 11 класс Май-июнь 7.28. Итоговая оценка характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой. 7.29. В системе оценивания приоритетными являются формы контроля (далее - ФК) - продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, метапредметные диагностические работы, диагностика результатов личностного развития учащихся и Портфолио учебных и внеучебных результатов школьников. 7.30. Всероссийские проверочные работы (далее - ВПР) рекомендуется использовать как форму промежуточной аттестации в качестве итоговых контрольных работ письмом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 6 августа 2021 г. N СК-228/03 / 01.16/08-01. 7.31. Содержание и структура ВПР определяются на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования в соответствии с Федеральной основной образовательной программы начального, основного и среднего общего образования, и содержания учебников, включенных в Федеральный перечень на соответствующий учебный год. 7.32. При проведении промежуточной аттестации обучающихся в Школе не дублируются оценочные процедуры (контрольные работы) в классах по тем учебным предметам, по которым проводится ВПР. 7.33. При направлении сведений о результатах всероссийских проверочных работ для каждого обучающегося по каждому заданию указывается балл, выставленный за выполнение данным обучающимся этого задания. 7.34. В случае если какие-либо задания не могли быть выполнены по причинам, 11 связанным с существенными отличиями образовательной программы образовательной организации, в форме сбора результатов ВПР предусмотрена возможность выставления значения "Тема не пройдена". 7.35. Средствами фиксации личностных, метапредметных и предметных результатов являются классные журналы, электронные дневники, портфолио. 7.36. Технология оценивания определятся в настоящем Положении на каждом уровне обучения в образовательной организации. 8. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию 8.1. На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования. 8.2. Итоговая оценка выпускника формируется на основе: результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА). 8.3. Результаты внутришкольного мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы, индивидуальный проект и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями. 8.4. На основании этих оценок делаются выводы о достижении планируемых результатов (на базовом или повышенном уровне) по каждому учебному предмету, а также об овладении обучающимся основными познавательными, регулятивными и коммуникативными действиями и приобретении способности к проектированию и осуществлению целесообразной и результативной деятельности. 8.5. Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы основного общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата об основном общем образовании. 8.6. В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата об основном общем образовании принимается Педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации. 9. Условия проведения контрольных работ по предметам. 9.1. Контрольная работа направлена на итоговую проверку степени усвоения обучающимися учебного материала по окончании прохождения раздела, блока или темы (большой объем изученного материала) и длится 40 -45 минут (весь урок) или более (например, сочинение по литературе). 9.2. Количество контрольных работ, проводимых в классе, не должно превышать 1 (одну) контрольную работу в день. При этом в этот же день в классе могут проводиться и 12 другие виды работ, соответствующему текущему контролю (самостоятельные, проверочные и т.д.) 9.3. В случае отсутствия обучающегося на контрольной работе учитель не имеет права поставить обучающемуся отметку (в электронном журнале в день отсутствия обучающегося стоит «Н»). 9.4. Если обучающийся по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, пропустил 3 (три) и более уроков и вышел на текущий или промежуточный контроль (контрольную работу), отметка «2» (неудовлетворительно) обучающемуся не ставится. Обучающемуся после длительного отсутствия по уважительной причине предоставляется необходимое время для освоения пропущенного материала и написания текущего или промежуточного контроля. Срок для освоения пропущенного материала, предоставляемый обучающемуся не должен превышать двух недель. 9.5. Содержание и порядок проведения отдельных контрольных работ, включая порядок проверки и оценки результатов их выполнения, разрабатываются учителем с учетом следующих требований: содержание контрольной работы должно соответствовать определенным предметным и метапредметным результатам, предусмотренным рабочей программой учебного предмета; в контрольную работу включаются задания (вопросы, задания), которые успешно выполняются обычно не менее чем одной третью обучающихся; трудные (то есть успешно выполняемые менее чем одной третью обучающихся) могут использоваться на индивидуальных и групповых факультативных занятиях с наиболее способными обучающимися, а также при проведении предметных олимпиад и иных конкурсных мероприятий для обучающихся; время, отводимое на выполнение устных контрольных работ, не должно превышать семи минут для каждого обучающегося; письменных контрольных работ в начальных классах - одного учебного часа, в 5-11х классах - двух учебных часов. устные и письменные контрольные работы выполняются обучающимися в присутствии учителя (лица, проводившего контрольную работу); отдельные виды практических контрольных работ (например, выполнение учебно-исследовательской работы, разработка и осуществление социальных проектов) могут выполняться полностью или частично в отсутствие учителя, лица, проводившего контрольную работу; в случаях, когда допускается выполнение контрольной работы не только в индивидуальном порядке, но и совместно в малых группах (до 6 человек), порядок оценки результатов выполнения работы должен предусматривать выставление индивидуальной отметки успеваемости каждому обучающемуся независимо от числа выполнявших одну работу. 9.6. Конкретное время и место проведения контрольной работы устанавливаются учителем по согласованию с заместителем директора школы по УВР. 9.7. Установленное время и место проведения контрольной работы, а также перечень предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо для успешного выполнения данной работы, требования к выполнению и оформлению результатов выполнения (критерии, используемые при выставлении текущей отметки успеваемости) доводятся учителем до сведения обучающихся не позднее чем за два рабочих дня до намеченной даты контрольной работы. 9.8. Выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами учебных предметов, является обязательным для всех обучающихся. 9.9. Обучающимся, не выполнившим контрольную работу в связи со временным освобождением от посещения учебных занятий в Школе и (или) от выполнения отдельных 13 видов работ (по болезни, по семейным обстоятельствам или иной уважительной причине), а равно самовольно пропустившим контрольную работу, предоставляется возможность выполнить пропущенные контрольные работы в течение соответствующей учебной четверти (полугодия), либо по истечение срока освобождения от учебных занятий. 9.10. Конкретные сроки выполнения контрольных работ, ранее пропущенных обучающимися, устанавливаются по согласованию с заместителем директора школы по УВР и с учетом пожеланий родителей (законных представителей) обучающихся. В случае повторной неявки для выполнения контрольной работы без уважительных причин обучающемуся выставляется за эту работу отметка «неудовлетворительно». 9.11. В течение учебного дня для одних и тех же обучающихся может быть проведено не более одной контрольной работы. В течение учебной педели для обучающихся 2-4-х классов может быть проведено не более трех контрольных работ; для обучающихся 5-8-х классов - не более четырех контрольных работ; для обучающихся 9-11-х классов - не более пяти контрольных работ. Ответственность за соблюдение требований настоящего пункта возлагается на заместителя директора по УВР. 9.12. Ход и (или) результаты выполнения отдельной контрольной работы, соответствующие предмету текущего контроля, оцениваются на основе следующей шкалы текущих отметок успеваемости: 5 баллов - «отлично», 4 балла - «хорошо», 3 балла «удовлетворительно», 2 балла - «неудовлетворительно». 9.13. Индивидуальные отметки успеваемости, выставленные обучающимся по результатам выполнения контрольных работ, заносятся в классный журнал, а также по усмотрению учителя в дневники обучающихся. 9.14. В интересах оперативного управления процессом обучения, помимо контрольных работ, учителя вправе проводить иные работы с целью выявления индивидуальных образовательных достижений, обучающихся (проверочные работы), в том числе в отношении отдельных обучающихся. Количество, сроки и порядок проведения проверочных работ устанавливаются учителями самостоятельно. 9.15. Четвертные (полугодовые) отметки успеваемости обучающихся выводятся по окончании соответствующего периода обучения на основе текущих отметок успеваемости, выставленных в классный журнал по результатам выполнения контрольных работ, проведенных согласно календарно-тематическим планам изучения соответствующих учебных предметов. 9.16. Обучающимся, не выполнившим в течение учебной четверти (учебного полугодия) более двух контрольных работ (без уважительной причины), предусмотренных рабочей программой (календарно-тематическим планом) по соответствующему учебному предмету, в качестве отметки за четверть/полугодовой отметки успеваемости выводится среднеарифметическое всех текущих отметок и отметки 2 («неудовлетворительно») как отметки за контрольную работу. 9.17. Обучающимся, не выполнившие в течение учебной четверти (учебного полугодия) более двух контрольных работ, предусмотренных рабочей программой (календарно тематическим планом) по соответствующему учебному предмету, по уважительным причинам (в том числе в связи с освобождением от посещения учебных занятий или от отдельных видов работ, срок действия которого к моменту окончания учебной четверти (учебного полугодия) не истек), считаются аттестованными по результатам обучения в данной учебной четверти (данном учебном полугодии). 9.18. Обучающимся, предоставляется возможность выполнить пропущенные контрольные работы в течение следующих учебных четвертей (полугодия), но не позднее 14 окончания учебного года. Конкретные сроки выполнения пропущенных контрольных работ определяются администрацией Школы на основании соответствующего письменного заявления родителей (законных представителей) обучающихся. 9.19. Четвертные (полугодовые) отметки успеваемости обучающихся переопределяются учителями с учетом отметок, выставленных обучающимся по результатам выполнения контрольных работ, в порядке, установленном настоящим положением, с внесением необходимых изменений (исправлений) в классный журнал. 9.20. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-х классов осуществляется посредством ежедневной проверки полноты и качества выполненных ими работ, завершающейся дачей необходимых индивидуальных рекомендаций обучающимся и (или) их родителям (законным представителям) по достижению планируемых образовательных результатов согласно основной общеобразовательной программе начального общего образования. Четвертные отметки успеваемости по учебным предметам обучающимся 1х классов не выставляются. 9.21. При получении за год среднеарифметического значения суммы четвертных (полугодовых) в пограничном состоянии (2,5; 3,5; 4,5) учитываются результаты работы, вынесенной на промежуточную аттестацию по предмету. Среднеарифметич еское значение суммы четвертных (полугодовых) в пограничном состоянии 2,5 3,5 4,5 При условии выполнения работы, вынесенной на промежуточную аттестацию на «5» 3 4 5 Отметка за год При условии При условии выполнения выполнения работы, работы, вынесенной на вынесенной на промежуточну промежуточну ю аттестацию ю аттестацию на «4» на «3» 3 3 4 4 5 5 При условии выполнения работы, вынесенной на промежуточну ю аттестацию на «2» 2 3 4 10. Порядок пересмотра результатов промежуточной аттестации обучающихся 10.1. В случае несогласия обучающегося и его родителей (законных представителей) с выставленной обучающемуся годовой отметкой успеваемости по одному или нескольким предметам учебным предметам на основании письменного заявления родителей (законных представителей) обучающихся Школой проводится дополнительная промежуточная аттестация обучающихся по соответствующим учебным предметам. Указанное заявление родителей должно быть подано не позднее одной недели со дня выставления обучающемуся оспариваемой годовой отметки успеваемости. В заявлении родителей (законных представителей) обучающихся 2-8х или 10-х классов должен быть указан предпочтительный для обучающегося вариант экзамена: устный или письменный экзамен по билетам; собеседование по всему учебному материалу, изученному в течение всего учебного года; выполнение стандартизированного теста учебных достижений в письменном (в том числе электронном) виде. 10.2. Дополнительная промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме экзаменов не позднее трех недель со дня окончания учебного года соответствующими аттестационными комиссиями численностью не менее трех человек, формируемыми педагогическим советом Школы. 10.3. Председателем аттестационной комиссии является директор Школы или один 15 из его заместителей. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается учитель, выставивший оспариваемую отметку. 10.4. Подготовка необходимых экзаменационных материалов (экзаменационных билетов, примерных вопросов для собеседования, тестов учебных достижений), а также определение порядка проведения экзаменов и критериев оценки их результатов осуществляется соответствующим методическим объединением учителей Школы с учетом выбранных родителями (законными представителями) обучающихся вариантов проведения экзамена. Подготовленные и принятые методическим объединением учителей Школы экзаменационные материалы, порядок проведения и критерии оценки результатов экзаменов утверждаются педагогическим советом Школы. 10.5. Дата (время) и место проведения экзаменов (повторных годовых контрольных работ) определяются аттестационной комиссией и объявляются приказом директора Школы. 10.6. Перечень предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо продемонстрировать в ходе экзамена, а также порядок проведения и критерии оценки результатов экзамена доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за три дня до намеченной даты проведения экзамена. 10.7. Результаты дополнительной промежуточной аттестации оформляются соответствующими протоколами аттестационных комиссий. 10.8. Если отметка, выставленная обучающемуся по результатам дополнительной промежуточной аттестации, выше отметки, выставленной ему на основании четвертных (полугодовых) отметок успеваемости, то в качестве окончательной годовой отметки успеваемости принимается отметка, выставленная обучающемуся по результатам дополнительной промежуточной аттестации. Если отметка, выставленная по результатам дополнительной промежуточной аттестации, ниже отметки, выставленной ему на основе четвертных (полугодовых) отметок успеваемости (по результатам годовой контрольной работы), а также в случае неявки обучающегося на экзамен независимо от причин неявки, в качестве окончательной годовой отметки успеваемости принимается отметка, выставленная обучающемуся на основе четвертных (полугодовых) отметок успеваемости (по результатам годовой контрольной работы). 11. Ведение документации 11.1. Годовые отметки выставляются в переводных классах по учебным предметам с учётом результатов промежуточной аттестации за текущий учебный год до 25 мая. 11.2. Родители (законные представители) обучающегося должны быть своевременно проинформированы или им должно быть вручено письменное сообщение о неудовлетворительных отметках, полученных обучающимся в ходе промежуточной аттестации. 11.3. Письменные работы обучающихся в ходе промежуточной аттестации хранятся в делах образовательной организации в течение одного года, 11.4. Отметка обучающегося за четверть или полугодие, как правило, не может превышать среднюю арифметическую (округленную по законам математики) результатов контрольных, лабораторных, практических и самостоятельных работ, устных ответов, имеющих контрольный характер более, чем на 1 балл. 11.5. Четвертные (полугодовые), годовые отметки выставляются за три дня до начала каникул. Классные руководители итоги аттестации за четверть и решение педагогического совета школы о переводе обучающегося обязаны довести до сведения обучающихся и их родителей, а в случае неудовлетворительных результатов четверть и учебного года - в 16 письменном виде под роспись родителей учащегося с указанием даты ознакомления. 11.6. Ведение документации учителем: - рабочая программа учебного предмета, учебного курса (в т.ч. внеурочной деятельности), учебного модуля. - журнал учета успеваемости. - журнал внеурочной деятельности (для педагогических работников, осуществляющих внеурочную деятельность). - план воспитательной работы (для педагогических работников, осуществляющих функции классного руководителя). - характеристика на обучающегося (по запросу). 11.7. Ведение документации учащимися. Тетради для самостоятельных, проверочных и контрольных работ. Портфолио достижений – сборник результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Дневник школьника, в котором фиксируются текущие отметки, самооценка учащегося, фиксируется содержательная оценка промежуточных результатов (по четвертям, за год), отслеживается динамика обучения. 11.8. Ведение документации администрацией. Администрация осуществляет внутришкольный контроль в соответствии с требованиями освоения основной образовательной программы основного общего образования, в частности ведет педагогическое наблюдение и оформляет карты сформированности УУД (на конец 1 четверти и динамика к концу 4 четверти (приложение 2). 12. Права и обязанности участников образовательного процесса 12.1. Права и обязанности учителя Учитель имеет право: иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; оценивать работу учащихся после самооценки; оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты; оценивать учащихся только относительно его собственных возможностей и достижений; оценивать деятельность учащихся только после совместно выработанных критериев оценки данной работы. Учитель обязан: соблюдать принципы системы оценки и основные пункты данного Положения; соблюдать правила оценочной безопасности; работать над формированием самоконтроля и самооценки учащихся; оценивать не только предметные, но и участвовать в формировании метапредметных УУД; доводить до сведения родителей достижения и успехи обучающихся; своевременно информировать учащихся и их родителей о сроках проведении и содержании контрольных работ, порядке их выполнения, критериях оценки результатов, какие образовательные результаты будут оцениваться; давать индивидуальные консультации родителям по преодолению проблем и трудностей, возникающих у их детей в обучении. 12.2. Права и обязанности обучающихся.Обучающиеся имеют право: объективную оценку своих достижений собственную оценку своих достижений и трудностей; самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий; оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни; 17 представление результатов своей деятельности в форме портфолио своих достижений и их публичную защиту; на ошибки и время для их исправления;Обучающийся обязан: иметь тетради, тетради для контрольных работ, дневник, портфолио достижений, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность. овладеть способами оценивания, принятыми в ОУ; по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе; выполнить не менее 80% запланированных контрольных работ, обязательных для оценки планируемых результатов, в т. ч. пропущенных по уважительной причине. 12.3. Права и обязанности родителей.Родитель имеет право: знать о принципах и способах оценивания в данной школе; на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка; на индивидуальные консультации по преодолению проблем и трудностей, возникающих у их детей в обучении. Родитель обязан: соблюдать правила оценочной безопасности и основные пункты данного Положения; содействовать в обязательном проведении своим ребенком контрольных работ, в т.ч. пропущенных по уважительной причине (не менее 80% выполнения работ); информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель встречается в домашних условиях; посещать родительские собрания (рефлексии). 13. Ответственность сторон. 13.1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи школы формирование основы умения учиться (становление контрольно-оценочной самостоятельности) у младших школьников. 13.2. При нарушении основных принципов системы оценивания одной из сторон учебно-воспитательного процесса другая сторона имеет право обратиться к администрации школы с целью защиты своих прав в установленном Уставом школы порядке. 13.3. Нарушение правил оценочной безопасности является предметом административного разбирательства. 18