ПРИНЯТ Решением педагогического совета МАОУ СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное №9 от 30.06.2022 года СОГЛАСОВАН С главным специалистом Управления образования Администрации Ивдельского городского округа _______________2022 года _______________/Д.В.Вальтер/ УТВЕРЖДЕН Приказом МАОУ СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное № 73 от 31.08.2022 года директор _______/О.Н.Галашева/ УЧЕБНЫЙ ПЛАН среднего общего образования для 10-11 класса на 2022-2023, 2023-2024 учебные годы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г.Ивделя п.Полуночное (универсальный профиль по ФГОС СОО) с углубленным изучением математики и биологии) П. Полуночное, 2022 год Учебный план в условиях реализации ФГОС СОО сформирован в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации: - от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в действующей редакции, с изменениями и дополнениями); - от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в действующей редакции, с изменениями и дополнениями); - с постановлением от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в действующей редакции, с изменениями и дополнениями); - письмом Министерства образования и науки РФ от 15.07.2014 №08-888 «Об организации учащихся образовательных учреждений по учебному предмету «Физическая культура», - письмом Министерства образования и науки РФ от 19.07.2017 №08-1382 «Об изучении астрономии», - примерной основной образовательной программой среднего общего образования. Учебный план СОО является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования на 2022-2024 гг. Учебный план предусматривает: - нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего общего образования - 2 года; - количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательного процесса (40%). Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов для реализации в образовательном учреждении, реализующих основную образовательную программу среднего общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования: формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; готовность обучающихся к продолжению образования, их приобщение к информационным технологиям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время этой части использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части. Учебный план предусматривает изучение курсов по выбору и выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом. Формирование учебного плана универсального профиля обучения и индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из следующих обязательных предметных областей: Предметная область «Русский язык и литература», включающая учебные предметы: «Русский язык и литература» (базовый уровень). Предметная область «Родная язык и литература», включающая учебные предметы: «Родной русский язык» и «Родная русская литература» (базовый уровень). Предметная область «Иностранный язык», включающая учебные предметы: «Английский язык» (базовый уровень). Предметная область «Общественные науки», включающая учебные предметы: «История» и «Россия в мире» (базовый уровень); «Обществознание» (базовый уровень). Предметная область «Математика и информатика», включающая учебные предметы: «Математика» (включая алгебру и начала математического анализа, геометрию) (углубленный уровень). Предметная область «Естественные науки», включающая учебные предметы: «Биология» (углубленный уровень); «Астрономия» (базовый уровень). Предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности», включающая учебные предметы: «Физическая культура» (базовый уровень); «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень). Элективные курсы (курсы по выбору) составляют компонент образовательной организации учебного плана школы и являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ в профильной подготовке. Элективные курсы, являются курсами по выбору обучающихся для обязательного их посещения и организуются по тем предметам и направлениям, которые выбрали они из предложенного перечня. Обучающийся при поступлении в 10 класс имеет право самостоятельного выбора уровня и формы оценивания результатов освоения программы элективного курса (оценочная/бальная или зачетная). производится оценочное/балльное оценивание (в случае: если программа курса рассчитана на 64 и более часов, если это предусмотрено программой курса или указано в заявлении). Если оценочное/балльное оценивание не предусмотрено – за каждый период (четверть, полугодие, год) по уровню сформированности результатов освоения программы выставляется зачёт/незачёт (в случае, если ученик не посещал более 60% учебных занятий – выставляется «незачёт» за этот период). Школа работает в режиме пятидневной недели. Предметная область Русский язык и литература Учебный предмет Уро вень Обще е за два года Кол-во часов Недельная Из них нагрузка на каждый в 10 в 11 учебный клас клас год се се 10 11 кл кл Обязательные предметы Б 134 68 Русский язык Б 134 68 Литература Родной (русский) Б 67 34 язык Форма промежуточной аттестации 68 68 2 2 2 2 Тест Сочинение 34 1 1 Тест Родной язык и родная литература Математика и информатика Иностранные языки Естественные науки Общественны е науки Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятель ности Родная (русская) Б литература Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия Информатика Иностранный язык (английский) Химия Физика Астрономия Биология Естествознание История География Экономика Право Обществознание Россия в мире Физическая культура Экология ОБЖ 67 34 34 1 1 Сочинение У 402 204 204 6 6 Тест Б 201 102 102 3 3 Тест Б У 34 134 34 68 68 1 2 2 Реферат Тест Б 134 68 68 2 2 Тест Б 201 102 102 3 3 Тест Б 68 34 34 1 1 Тест 1598 816 782 24 23 Итого Индивидуальный проект ЭК 68 34 34 1 1 ИТОГО обязательная 1666 850 816 25 24 недельная нагрузка (часов) по учебному плану Часть, формируемая участниками образовательных отношений 68 34 34 1 1 Информатика ЭК 136 68 68 2 2 Обществознание ЭК 68 34 34 1 1 Технология ЭК ИТОГО часов по части, 204 136 136 4 4 формируемая участниками образовательных отношений Курсы по выбору Задачи с параметрами и ЭК нестандартные задачи Математически ЭК Для всех е основы информатики Экономика. Основы ЭК экономической культуры Практ. раб. Тест Тест 68 34 34 1 1 Тест 68 34 34 1 1 Тест 68 34 34 1 1 Тест Физика ЭК Химия ЭК География ЭК ИТОГО часов курсов по выбору ИТОГО часов по учебному плану 136 136 68 544 2414 68 68 68 68 34 34 272 272 1258 1224 2 2 1 8 2 2 1 8 Тест Тест Тест Содержание плана внеурочной деятельности Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года обучения на этапе средней школы составляет не более 700 часов. Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.). Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ или волонтерских акций) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями). На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа. Направления внеурочной Наименование Формы организации деятельности Разговоры о важном ИнформационноОбщекультурное просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности Волейбол Спортивное Секция «Российское движение Детское общественное школьников» объединение Социальное Волонтерский корпус Детское общественное объединение Общеинтеллектуальное Биохимия Оценочный элективный курс для группы обучающихся с объёмом 102 часа (10 класс – 1 час в неделю, 11 класс – 2 часа в неделю) Профориентационное Тестирование Автоматизированный мониторинг-тестирование через онлайн-систему «Профконтур» Встречи представителей Профориентационные мероприятия с предприятия с родителями и детьми представителями Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организацией «Уральский промышленноэкономический техникум» Профориентационные мероприятия с представителями ГУФСИН В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может изменяться. В 10-м классе для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11-м классе. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: – компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; – социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; – компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ происходит: – в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами; – через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; – через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями. Воспитательные мероприятия нацелены на формирование мотивов и ценностей обучающегося в таких сферах, как: – отношение обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя, самоопределению и самосовершенствованию (включает подготовку к непрерывному образованию в рамках осуществления жизненных планов); – отношение обучающихся к России как к Родине (Отечеству) (включает подготовку к патриотическому служению); – отношения обучающихся с окружающими людьми (включает подготовку к общению со сверстниками, старшими и младшими); – отношение обучающихся к семье и родителям (включает подготовку личности к семейной жизни); – отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу (включает подготовку личности к общественной жизни); – отношение обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественной культуре (включает формирование у обучающихся научного мировоззрения); – трудовые и социально-экономические отношения (включает подготовку личности к трудовой деятельности). План воспитательных мероприятий разрабатывается педагогическим коллективом школы при участии родительской общественности. Источником этого раздела плана внеурочной деятельности становятся нормативные документы органов управления образованием (федеральных, региональных и муниципальных). Органам общественногосударственного управления следует обеспечить недопущение перегрузки обучающихся 10– 11-х классов и педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, мероприятиями, инициированными органами управления и иными организациями. При подготовке и проведении воспитательных мероприятий (в масштабе ученического класса, классов одной параллели или сообщества всех 10–11-х классов) предусматривается вовлечение в активную деятельность максимально большего числа обучающихся. По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей план внеурочной деятельности в образовательной организации модифицируется в соответствии с интересами и запросами обучающихся. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля) предполагает: – организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения старшеклассников), участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах образовательной организации; – проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия обучающихся в жизни образовательной организации. В весенние каникулы 10-го класса организуются поездки в организации профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения образования. После поездок в рамках часов, отведенных на организацию жизни ученических сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных организаций. Вариативный компонент реализуется по Плану воспитательной работы школы. Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10-го класса на основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого взаимодействия с научными и производственными организациями обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве и в социальной сфере (в зависимости от профиля), подготавливаются и проводятся исследовательские экспедиции и социальные практики. В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 10 и 11-м классе) предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на природу, туристические походы, поездки по территории России и за рубеж, организация «зрительского марафона» (коллективное посещение кинопоказов, театральных спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок, художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением). При планировании внеурочной деятельности учитываются наличные условия: здание организации, осуществляющей образовательную деятельность, набор и размещение помещений для осуществления образовательной деятельности, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся, их площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон и зон для индивидуальных занятий.