Учебный план НОО МАОУ СОШ №3 на 2023-2024 приложение № 14 к ООП НОО МАОУ СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное на 2023-2027

Приложение №14
к основной общеобразовательной программе начального общего образования
МАОУ СОШ № 3 г. Ивделя п.Полуночное

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в соответствии с ФОП-2023)
МАОУ СОШ № 3 г.Ивделя п.Полуночное
на 2023 – 2024 учебный год

п.Полуночное
2023

Пояснительная записка к учебному плану
Учебный план составлен на основе регламентирующих документов Российской
Федерации, Свердловской области и органов местного самоуправления в сфере образования
Ивдельского городского округа, а также МАОУ СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное.
Учебный план приведен в соответствие с федеральным учебным планом федеральной
образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом
Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. В основу учебного плана положен вариант
федерального учебного плана № 1 (предназначенный для образовательных организаций,
в которых обучение ведется на русском языке, в режиме пятидневной учебной недели)
федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной
приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму
образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21,
предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ
начального общего образования для 1–4-х классов (34 учебных недель).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величины недельной
образовательной нагрузки, установленной СанПиН 1.2.3685-21.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Объём обязательной части программы начального общего образования составляет 80%,
а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объема.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей «Русский язык и литературное чтение», «Иностранный
язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий
мир)», «Искусство», «Технология», «Физическая культура», «Основы религиозных культур и
светской этики» и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов
освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения
учебных предметов.
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов
обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов,
связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения
тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов:
 «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие
навыков поиска и применения информации, использование разнообразных
источников информации, в том числе сети Интернет);
 «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает
достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий);
 «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и
PowerPoint, виртуальные путешествия);
 «Технология» –
модуль
«Информационно-коммуникативные технологии»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с
использованием информационных технологий).
Учебные предметы обязательной части учебного плана
Учебный предмет «Русский язык» направлен на приобщение обучающихся к
духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуре.
В процессе изучения предмета идёт развитие коммуникативно-речевых умений

(писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных
способностей учащихся. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике,
морфологии, морфемике, пунктуации.
В 1 классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом
«Обучение грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению», «Обучение
письму». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в неделю)
определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и
спецификой используемых учебных средств. После завершения интегрированного курса
начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Предмет
изучается в 1-4 классах по 5 часов в неделю.
Учебный предмет «Литературное чтение» наряду с русским языком формирует
функциональную грамотность, развивает диалогическую и монологическую речь,
способствует общему развитию и воспитанию ребенка. На данный предмет отводится 1-4
классах - 4 часа в неделю.
В МАОУ СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное языком образования является русский
язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного
чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных
языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей
(законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались
от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном
(русском) языке».
Учебный предмет «Английский язык» помогает сформировать у младших
школьников не только элементарные коммуникативные умения и лингвистические
представления, но и всесторонне развивать личность ребенка средствами иностранного
языка. На его изучение выделяется 2 часа в неделю со второго по четвертый класс. При
изучении английского языка предусматривается деление класса (с наполняемостью класса
более 25 человек) на две группы.
Учебный предмет «Математика». Содержание обучения математике в начальной
школе направлено на формирование у обучающихся математической речи, логического и
алгоритмического и эвристического мышления, которые обеспечат успешное овладение
математикой в основной школе. На данный предмет отведено 4 часа в неделю с 1 по 4 класс.
Учебный предмет «Окружающий мир» несет в себе большой развивающий
потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные
интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Знания, формируемые в рамках учебного предмета «Окружающий мир», имеют глубокий
личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Недельная
нагрузка – 2 часа.
Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» –формирует
у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении
к нему, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс
является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет
представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и
светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями
(законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется протоколами
родительских собраний и письменными заявлениями родителей. На основании
произведённого выбора формируются группы обучающихся. Решение о количестве учебных
групп принимается с учётом необходимости предоставления обучающимся возможности
изучения выбранного модуля, а также с учётом имеющихся условий и ресурсов. На 20232024 год на основании заявлений родителей обучающихся выбран модуль «Основы
православной культуры». Недельная нагрузка – 1 час. В школе имеется необходимый УМК,
педагог прошел курсовую подготовку.

Учебный предмет «Музыка» направлен на развитие эмоционально-ценностного
восприятия произведений музыкального искусства и включает в себя все виды музыкальнотворческой деятельности, связанные с единством деятельности композитора, исполнителя,
слушателя. Данный предмет изучается по 1 часу в неделю в 1-4 классах.
Учебный предмет «Изобразительное искусство направлен на реализацию
приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как
духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие
индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. На изучение данного
предмета отведен 1 час в неделю в 1 – 4 классах.
Основной характерной особенностью учебного предмета «Технология» является
деятельностный подход к построению процесса обучения, что способствует формированию
у обучающихся представлений о взаимодействии человека и окружающего мира, о роли
трудовой деятельности людей в развитии общества; позволяет сформировать начальные
технологические знания, важнейшие трудовые умения и навыки. Данный учебный предмет
изучается по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах.
Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у младших
школьников потребность в бережном отношении к своему здоровью, в творческом
использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни,
качественном овладении жизненно важными двигательными навыками и умениями. На
учебный предмет «Физическая культура» отводится в 1 – 4 классах 2 часа в неделю. В целях
выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до
2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МАОУ
СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное реализует за счет часов внеурочной деятельности, а
именно, за счет посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных
клубов, включая использование учебных модулей по видам спорта.
Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной
деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету
(проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другое). Во
время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для
изучения учебных предметов.
Содержание начального общего образования в 1-4-х классах представлено
учебниками УМК «Школа России».
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальными нормативными актами школы. Реализация индивидуальных
учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое
на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может
быть использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также
учитывающих этнокультурные интересы.
При распределении часов учебного плана в части формируемой участниками
образовательных отношений проводилось анкетирование родителей (законных
представителей) обучающихся, которым предлагались следующие учебные предметы:
Предметная область
Математика и информатика

Учебный предмет
Информационная культура

Обществознание и естествознание
Финансовая грамотность
(«окружающий мир»)
Искусство
Декоративно-прикладное искусство Урала
Физическая культура
Подвижные игры
По итогам анкетирования время, отводимое на часть, формируемую участниками
образовательных отношений, использовано на введение предмета «Подвижные игры» (1-2
классы) и «Информационная культура» (3 класс).
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего
образования определяет МАОУ СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное:

«Проектная мастерская», 1–4-й классы (1 час в неделю);

«Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю);

«Информационная культура», 4 класс (1час в неделю);

«Речь и культура общения», 2-4-классы (2 часа в неделю);

«Шахматы», 2-й класс (1 час в неделю);

«Речь и культура общения», 2-4 классы, (2 часа в неделю;

«Мансийский язык», 2-ой класс, 2 часа в неделю (для детей манси);

«Мансийская литература», 2-ой класс, 1 часа в неделю (для детей манси);

«Национальная культура народов России и Урала», 2-ой класс, 1 часа в неделю
(для детей манси);

Секция «Спортивные игры и лёгкая атлетика», 3-4-й класс (1 и 2-ой год
обучения).
Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении
ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности
с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МАОУ СОШ
№3 г.Ивделя п.Полуночное.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов
и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса
к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом - не менее 8 недель.
Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
 учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
 предусмотрено использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии
(в сентябре - октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по
4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый). В
сентябре – октябре проведение четвёртого урока и один раз в неделю пятого урока
с января (за счёт введения3 часа «Подвижные игры») проводятся в нетрадиционной
форме: прогулки, экскурсии и т.п.;
 обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних
заданий;
 дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
1-4 классы работают в режиме 5-дневной учебной недели. Продолжительность занятия
во 2-4-х классах – 40 минут. Обучение осуществляется по четвертям.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной
недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
 для обучающихся 1 классов – не превышает 4 уроков;
 для обучающихся 2-4 классов – не превышает 5 уроков.
Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики
умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов.
Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели,
при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать
действующим санитарным правилам и нормативам.
При составлении расписания уроков по возможности чередуются различные по
сложности учебные предметы в течение дня и недели: математика, русский, иностранный
язык (английский), окружающий мир чередуются с уроками музыки, изобразительного
искусства, технологии, физической культуры. Для обучающихся 1-х классов наиболее
трудные учебные предметы проводятся на 2-м уроке; для 2 -4-х классов -2 -3-м уроках.
Контрольные работы проводятся преимущественно на 2-3 уроках. В течение учебного
дня не проводится более одной контрольной работы.
Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не
должен превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 и 3
классов, 2 часа - для 4 класса.
Образовательным учреждением осуществляется координация и контроль объема
домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с
Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной
части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной
программы, в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией.
Промежуточная аттестация
Освоение основной образовательной программы начального общего образования
сопровождается годовой промежуточной аттестацией обучающихся.
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992.
Промежуточная аттестация проходит согласно Положению о формах, периодичности и
порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
МАОУ СОШ №3 г.Ивделя п.Полуночное.
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса осуществляется в
безотметочной системе оценивания. Обучающимся 1-го класса, итоговые оценки не
выставляются. Результат промежуточной аттестации в 1 классе представляет собой
словесно-объяснительную оценку: обучающийся овладел/не овладел опорной системой
знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения обучения во 2 классе, а
также результат выполнения комплексной работы (справился/не справился).
Во 2-4 классах используется пятибалльная система. Периодами промежуточной
аттестации являются четверти. Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе
результатов текущего контроля успеваемости, с учетом результатов текущих и письменных
контрольных работ как среднее арифметическое текущих отметок и контрольных работ и
выставляются всем обучающимся целыми числами в соответствии с правилами
математического округления. В 4 классе в 3 четверти четвертная отметка выставляется как
среднее арифметическое текущих отметок, контрольных работ и результата ВПР и
выставляются всем обучающимся целыми числами в соответствии с правилами
математического округления.
Годовые отметки во 2-4 классах по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом,
определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и выставляются всем
обучающимся целыми числами в соответствии с правилами математического округления. По
модулю предмета ОРКСЭ выставляется «зачет/незачет». Итоговая оценка в 4 классе

соответствует годовой.
Формы проведения промежуточной аттестации
Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации
1-ый
Словесно-объяснительная оценка: обучающийся
овладел/не овладел опорной системой знаний и
учебными действиями, необходимыми для
продолжения обучения во 2 классе, а также
результаты
выполнения
комплексной
проверочной работы (справился/не справился).
Русский язык
2-й
Диктант с грамматическим заданием
3-й
4-й
Результат ВПР (вносится в личное дело)
Литературное чтение
2–3-й
Тест
4-й
Выразительное чтение, сочинение
Иностранный
язык 2-й
Чтение текста
(английский)
3–4-й
Работа с текстом (перевод, ответ на вопросы)
Математика
2–3-й
Контрольная работа
4-й
Результат ВПР (вносится в личное дело)
Окружающий мир
2–3-й
Тематический тест
4-й
Результат ВПР (вносится в личное дело)
ОРКСЭ
4-й
Тематический тест
Изобразительное искусство 2-4-й
Разработка предметов живописи
Музыка
2-4-й
Выступление на смотре строя и песни
Технология
2-4-й
Выставка творческих работ
Физическая культура
2–4-й
Сдача нормативов/тестов
Подвижные игры
2-й
Участие в школьных спортивных мероприятиях
Спортивные игры и лёгкая 3-4-е
Участие в школьных спортивных мероприятиях
атлетика
Информационная культура 3-й
Практическое задание на компьютере
Речь и культура общения
2-4 ые
Тематический тест
Мансийский язык
2-й
Участие во фронтальном диктанте
Мансийская литература
2-й
Участие во фронтальном диктанте
Национальная культура
2-й
Выставка творческих работ
народов России и Урала
Учебный план начального общего образования МАОУ СОШ №3 г.Ивделя
п.Полуночное на 2023-2024 учебный год (5-дневная учебная неделя, вариант 1))
Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(Окружающий
мир)

Количество часов в неделю
Учебные
предметы/классы
I
II
III
IV
Обязательная часть
5/165
5/170
5/170
5/170
Русский язык
Литературное
4/132
4/136
4/136
4/136
чтение
Иностранный
2/68
2/68
2/68
язык
Математика
4/132
4/136
4/136
4/136
Окружающий
мир

2/66

2/68

2/68

2/68

Всего
20/675
16/540
6/204
16/540

8/270

Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство

Основы
религиозных
культур и
светской этики
Изобразительное
искусство
Музыка
Технология
Физическая
культура

Технология
Физическая
культура
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Информационная культура
Подвижные игры
Учебные недели
Всего часов
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными
правилами и гигиеническими
нормативами

-

-

-

1/34

1/34

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

1/33
1/33

1/34
1/34

1/34
1/34

1/34
1/34

4/135
4/135

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

20
1/33

22
1/34

22
1/34

23
0

87
3/101

1/34
33
693

1/34
34
782

34
782

34
782

135
3039

21

23

23

23

90

1/34

План внеурочной деятельности
Наименование курса внеурочной деятельности
Количество часов в неделю
Классы
Проектная мастерская
Разговоры о важном
Речь и культура общения
Спортивные игры и лёгкая атлетика
Шахматы
Информационная культура
Мансийский язык
Мансийская литература
Национальная культура народов России и Урала
Итого

1-ый
1/34

2-ой
1/34
1/34
2/68

3-ие
1/34
2/68
1/34
1/34

4-ые
1/34
1/34
2/68
1/34
1/34

1/34

2/68
1/34
1/34
8/272

5/170

6/204


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».